Бессмыслица — искать решение, если оно и так
есть. Искать нужно ответ на ту задачу, которая еще не имеет решения.
Братья Стругацкие.
«Понедельник начинается в субботу»
«Ситуационные задачи»
Одним из вариантов реализации идеи заданного подхода является включение в учебный материал ситуационных задач, решение которых заключается в определении способа деятельности в той или иной ситуации. Под ситуационной задачей подразумевается методический прием, включающий совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации с целью формирования компонентов содержания школьного образования.
Для создания ситуационных задач базовыми источниками являются: художественная и публицистическая литература оперативная информация из СМИ, статистические материалы, научные публикации, ресурсы Интернета.
При всём многообразии видов ситуационных задач все они имеют типовую структуру.
Как правило, задача включает в себя:
название (желательно яркое, привлекающее внимание учащихся)
ситуацию - случай, проблему, историю из реальной жизни;
личностно-значимый познавательный вопрос;
информацию по данному вопросу, представленную в виде таблицы, графика, схемы, рисунка, статистических данных;
- вопросы или задания для работы с задачей.
Задания для учащихся в этих задачах составляются разного уровня сложности (от ознакомления до оценки), что позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся (класса).
Ситуационные задачи ориентированы на формирование наиболее универсальных способов работы с информацией, которые опираются на таксономию, разработанную Бенджамином Блумом (ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценка].
|
Уровни учебных целей
|
Навыки |
Определение |
Что делает
обучающийся |
Что делает
преподаватель |
Глаголы, которые помогут Вам
придумать упражнение |
1 |
Ознакомление |
Повторение или
распознавание информации
|
Воспроизводство
или определение
местонахождения
конкретных элементов
информации |
Отвечает
Воспринимает, впитывает
Запоминает
Распознает
|
Руководит, управляет,
направляет
Рассказывает, сообщает
Показывает
Опрашивает, проверяет,
экзаменует
|
Сделайте сообщение-перечислите опишите воспроизведите - установите, что это, где это и т.д.
- сформулируйте - узнайте - запомните – расскажите изложите факты - повторите - определите
|
2 |
Понимание |
Схватывание (понимание) смысла информационных материалов |
Понимание
изложенного
материала
|
Объясняет
Истолковывает
Интерпретирует
Доказывает |
Слушает
Задает вопросы
Сравнивает. Сопоставляет
Опрашивает, проверяет,
экзаменует
|
Измените - превратите - заново сформулируйте -
перефразируйте - опишите - объясните – сделайте общий обзор - сделайте рецензию - расскажите - обобщите - суммируйте - свяжите воедино проинтерпретируйте - разъясните своими словами - сделайте
заключение, вывод - сформулируйте основную идею |
3 |
Применение |
Применение в сходной ситуации |
Использование (применение) правил, концепций, принципов, теорий,
идей в новых ситуациях |
Разрешает новые
проблемы
Доказывает
Использует знания
в новых ситуациях
Создает, придумывает
новое, конструирует |
Показывает
Фасилитирует, оказывает
содействие, помогает,
поддерживает
Наблюдает
Критически разбирает
работу, обсуждает
|
Примените - попробуйте на практике - используйте
употребите - решите - докажите - продемонстрируйте
- проиллюстрируйте - покажите - сделайте отчет |
4 |
Анализ |
Определить части и структуру |
Расчленение
информации на составные части
|
Обсуждает
Раскрывает
Перечисляет
Анализирует
Разбивает на части
Разбирает критически |
Исследует
Руководит, служит
проводником, стимулирует
Наблюдает.Действует как дополнительный ресурс для обучающихся |
Проанализируйте - разбейте на части – рассмотрите критически разыщите - найдите - определите - различите - отличите - проверьте - сравните – сопоставьте - сделайте обзор - проинспектируйте – сделайте исследование - осмотрите - изучите - отделите - разделите - распределите на категории - классифицируйте |
5 |
Синтез
(создание
нового) |
Соединить части по-новому |
Создание из различных
идей нового или уникального продукта или плана |
Обсуждает. Обобщает
Связывает воедино
Сопоставляет
Резюмирует, суммирует
|
Дает обратную связь
(рефлексию)
Расширяет, продолжает
Оценивает, обсуждает
|
Создайте - придумайте изобретите - составьте -
предскажите - организуйте - спланируйте - сконструируйте оформите - модифицируйте - измените - вообразите - предположите, что будет если - улучшите - создайте теорию - предложите |
6 |
Оценка |
Оценить значимость на основе критериев |
Оценивание значения материала или идей на основе определенных
критериев или стандартов
|
Судит, оценивает
Обсуждает, дискутирует,
подвергает сомнению
Формирует, составляет
Высказывает свое мнение
|
Принимает, допускает,
соглашается, признает
Раскрывает критерии
Гармонизирует,
согласовывает
|
Составьте мнение - придите к выводу -отберите
выберите - решите - оцените - критически разбери-
те - обоснуйте - объясните - обсудите - проверьте-
проконтролируйте - аргументируйте - рекомендуй-
те - определите |
Решение ситуационных задач включает несколько последовательных этапов: целевой, актуализации, проблемный, выбора средств, теоретический, результативный, генерализации.
Ситуационная задача также может рассматривать как способ оценки компетентности учащихся, так как обучение учащихся решению проблем предполагает освоение универсальных способов деятельности, применимых в самых разных ситуациях.
Матрица оценивания выполнения ситуационных заданий
Ф.И.О.
ученика
|
Название задания |
Где (в классе, дома) и как (самостоятельно, в группе) выполнено задание |
Критерии оценивания |
Понимание представленной информации (задания) |
Предложение способа решения проблемы |
Обоснование способа решения проблемы (своего выбора) |
Предложение альтернативных вариантов |
0 |
1 |
2 |
3 |
0 |
1 |
2 |
3 |
0 |
1 |
2 |
3 |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Решение самих заданий оценивается в баллах, причем оценке подвергаются четыре интегративных умения по четырех балльной шкале: нет — 0, скорее нет — 1, скорее да — 2, да — 3. Таким образом, ученик за выполнение одного задания может набрать максимально 12 баллов. Возможно, безусловно, использование традиционной шкалы оценки, используемой в школах сегодня, или перевод баллов в традиционные отметки. Однако можно использовать полученные баллы иначе, ведь смысл выполнения ситуационных заданий заключается не в фиксации того, что умеет или не умеет делать ученик, а в получении информации о том, чему необходимо ученику научиться, какие умения освоить. Причем эта информация нужна, в первую очередь, ученику, ибо одной из задач ситуационных заданий является развитие аутентичной оценки (оценки учеником своих учебных успехов). Поэтому лучше ввести рейтинг учащихся по результатам выполнения заданий, который может быть представлен на специальном экране. Кроме этого, развитию аутентичной оценки будет, способствовать и самооценка учащимися степени (или уровня) сформированности тех или иных функциональных умений.
|