КОПИЛКА Суббота, 18.11.2023, 18:23
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Бессмыслица — искать решение, если оно и так
есть. Искать нужно ответ на ту задачу, которая 
еще не имеет решения.

Братья Стругацкие. 

«Понедельник начинается в субботу»

«Ситуационные задачи»

Одним из вариантов реализации идеи заданного подхода является включение в учебный материал ситуационных задач, решение которых заключается в определении способа деятельности в той или иной ситуации. Под ситуационной задачей подразумевается методический прием, включающий совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации с целью формирования компонентов содержания школьного образования.

Для создания ситуационных задач базовыми источниками являются: художественная и публицистическая литература оперативная информация из СМИ, статистические материалы, научные публикации, ресурсы Интернета.

При всём многообразии видов ситуационных задач все они имеют типовую структуру.

Как правило, задача включает в себя:

название (желательно яркое, привлекающее внимание учащихся)

ситуацию - случай, проблему, историю из реальной жизни;

личностно-значимый познавательный вопрос;

информацию по данному вопросу, представленную в виде таблицы, графика, схемы, рисунка, статистических данных;

- вопросы или задания для работы с задачей.

Задания для учащихся в этих задачах составляются разного уровня сложности (от ознакомления до оценки), что позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся (класса).

Ситуационные задачи ориентированы на формирование наиболее универсальных способов работы с информацией, которые опираются на таксономию, разработанную Бенджамином Блумом (ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценка].

 

 

Уровни учебных целей

Навыки Определение Что делает
обучающийся
Что делает
преподаватель
Глаголы, которые помогут Вам
придумать упражнение
1 Ознакомление

Повторение или

распознавание информации

Воспроизводство
или определение
местонахождения
конкретных элементов
информации

Отвечает

Воспринимает, впитывает

Запоминает

Распознает

Руководит, управляет,
направляет

Рассказывает, сообщает
Показывает
Опрашивает, проверяет,
экзаменует

Сделайте сообщение-перечислите опишите воспроизведите - установите, что это, где это и т.д.

- сформулируйте - узнайте - запомните – расскажите изложите факты - повторите - определите

2 Понимание Схватывание (понимание) смысла информационных материалов

Понимание

изложенного

материала

Объясняет
Истолковывает
Интерпретирует
Доказывает

Слушает

Задает вопросы

Сравнивает. Сопоставляет

Опрашивает, проверяет,

экзаменует

Измените - превратите - заново сформулируйте -
перефразируйте - опишите - объясните – сделайте общий обзор - сделайте рецензию - расскажите - обобщите - суммируйте - свяжите воедино проинтерпретируйте - разъясните своими словами - сделайте
заключение, вывод - сформулируйте основную идею
3 Применение Применение в сходной ситуации Использование (применение) правил, концепций, принципов, теорий,
идей в новых ситуациях
Разрешает новые
проблемы
Доказывает
Использует знания
в новых ситуациях
Создает, придумывает
новое, конструирует

Показывает

Фасилитирует, оказывает
содействие, помогает,
поддерживает
Наблюдает

Критически разбирает

работу, обсуждает

Примените - попробуйте на практике - используйте
употребите - решите - докажите - продемонстрируйте
- проиллюстрируйте - покажите - сделайте отчет
4 Анализ Определить части и структуру

Расчленение

информации на составные части

Обсуждает
Раскрывает
Перечисляет
Анализирует
Разбивает на части
Разбирает критически
Исследует
Руководит, служит
проводником, стимулирует
Наблюдает.Действует как дополнительный ресурс для обучающихся
Проанализируйте - разбейте на части – рассмотрите критически разыщите - найдите - определите - различите - отличите - проверьте - сравните – сопоставьте - сделайте обзор - проинспектируйте – сделайте исследование - осмотрите - изучите - отделите - разделите - распределите на категории - классифицируйте
5 Синтез
(создание
нового)
Соединить части по-новому Создание из различных
идей нового или уникального продукта или плана

Обсуждает. Обобщает

Связывает воедино

Сопоставляет

Резюмирует, суммирует

Дает обратную связь

(рефлексию)

Расширяет, продолжает
Оценивает, обсуждает

Создайте - придумайте изобретите - составьте -
предскажите - организуйте - спланируйте - сконструируйте оформите - модифицируйте - измените - вообразите - предположите, что будет если - улучшите - создайте теорию - предложите
6 Оценка Оценить значимость на основе критериев

Оценивание значения материала или идей на основе определенных

критериев или стандартов

Судит, оценивает
Обсуждает, дискутирует,
подвергает сомнению
Формирует, составляет

Высказывает свое мнение

Принимает, допускает,
соглашается, признает
Раскрывает критерии
Гармонизирует,

согласовывает

Составьте мнение - придите к выводу -отберите
выберите - решите - оцените - критически разбери-
те - обоснуйте - объясните - обсудите - проверьте-
проконтролируйте - аргументируйте - рекомендуй-
те - определите

 

Решение ситуационных задач включает несколько последовательных этапов: целевой, актуализации, проблемный, выбора средств, теоретический, результативный, генерализации.

Ситуационная задача также может рассматривать как способ оценки компетентности учащихся, так как обучение учащихся решению проблем предполагает освоение универсальных способов деятельности, применимых в самых разных ситуациях.

 

Матрица оценивания выполнения ситуационных заданий

 

Ф.И.О.

ученика

Название задания Где (в классе, дома) и как (самостоя­тельно, в группе) выполнено задание Критерии оценивания
Понимание представлен­ной информа­ции (задания) Предложение способа реше­ния проблемы Обоснование способа реше­ния проблемы (своего выбора) Предложение альтернатив­ных вариантов
0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3
                                     
                                     
                                     

Решение самих заданий оценивается в баллах, причем оцен­ке подвергаются четыре интегративных умения по четырех бал­льной шкале: нет — 0, скорее нет — 1, скорее да — 2, да — 3. Таким образом, ученик за выполнение одного задания может набрать максимально 12 баллов. Возможно, безусловно, исполь­зование традиционной шкалы оценки, используемой в школах сегодня, или перевод баллов в традиционные отметки. Однако можно использовать полученные баллы иначе, ведь смысл вы­полнения ситуационных заданий заключается не в фиксации того, что умеет или не умеет делать ученик, а в получении ин­формации о том, чему необходимо ученику научиться, какие умения освоить. Причем эта информация нужна, в первую оче­редь, ученику, ибо одной из задач ситуационных заданий явля­ется развитие аутентичной оценки (оценки учеником своих учебных успехов). Поэтому лучше ввести рейтинг учащихся по результатам выполнения заданий, который может быть пред­ставлен на специальном экране. Кроме этого, развитию аутен­тичной оценки будет, способствовать и самооценка уча­щимися степени (или уровня) сформированности тех или иных функциональных умений.

 

«Ситуационные задачи» - автор Игнатюк А.В.
Мастер - класс

«Приемы работы с информацией. Читательская грамотность».

«Поездка на озеро …., Хакасии.»

Салат «пять минут»

математика

5 класс

«Математика в кулинарии»
Степень числа. Квадрат и куб числа.

физика

7 класс

Сила тяжести или вес тела ?
Выталкивающая сила

 

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Ноябрь 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2023Хостинг от uCoz